пятница, 6 апреля 2012 г.

Весь из углов.

fantaziya

Все дело в том, что черты характера Давыдова, Нагульнова, Разметнова раскрываются в романе прежде всего в их действиях, в повседневных заботах и делах, связанных с организацией колхоза.
Мы видим этих героев и на собрании, и на полевом стане, эта женщина имеет очень острый язычок, и в драматический момент «бабьего бунта», и во время беседы с хуторянами о насущных делах колхоза. Каждый из коммунистов вошел в сознание читателей как яркий индивидуальный образ. Нагульнов с его аскетической угрюмоватостью и резкими методами в работе вызывал у читателя противоречивые чувства: складывалось впечатление о характере резком и сухом, о человеке, глухом к чужому горю, равнодушном к своей и чужой радости. Невнимательный глаз таким и мог его восприняты недаром Шолохов, беседуя с актером, готовившим роль Нагульнова, говорил: «Больше сдержанности. Делайте Нагульнова мягче, человечней. Макар — темный, но преданный партии человек. Вспомните жизнь его».
Однако не существовала ли в намерении писателя сделать Нагульнова «мягче», «человечнее» опасность раздвоения образа? Ведь из памяти невозможно вычеркнуть ни его рассуждений о мировой революции и долге коммуниста, ни его жестких действий по отношению к казакам, ни его повадки человека, сурово отклоняющего малейшее проявление душевной теплоты, участия. Достоверной казалась характеристика дневник ретрограда, данная секретарем райкома: «Весь из углов, и... все острые...» Нередко он обрисован с угрюмо сдвинутыми бровями, крепко сжатым ртом. Но суровая нахмуренность скрывала душу, способную живо откликаться на все доброе в людях, искренне радоваться тому, что свидетельствовало об обновлении жизни, предвещало новые победы дела партии. Собрание, посвященное приему в партию колхозников Майданникова, Ипполита Шалого и Дубцова, было истинным личным праздником и для Нагульнова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий